дедукция трансцендентальная


дедукция трансцендентальная
        ДЕДУКЦИЯ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ (от лат. deductio — выведение и transcendens — выходящий за пределы) — раздел «Критики чистого разума» И. Канта, обосновывающий справедливость применения априорных понятий рассудка к предметам опыта. Само понятие дедукции Кант в соответствии с юридическим языком своего времени в противоположность вопросу о факте (quid facti) связывает с вопросом о праве (quid juris): дедукция есть доказательство права или справедливости притязаний. Кант противопоставляет Д. т. эмпирической и метафизической дедукциям. Если в метафизической дедукции «априорное происхождение категорий вообще было доказано их полным совпадением со всеобщими логическими функциями мышления», то «в трансцендентальной дедукции была показана возможность их как априорных знаний о предметах созерцания вообще» (Кант И. Критика чистого разума. М., 1994. С. 114). Но если Кант post factum заявляет о проведенной им метафизической дедукции категорий, то наличие эмпирической дедукции категорий он усматривает лишь в произведениях своих предшественников и современников (Дж. Локка и, возможно, И.Н. Тетенса): «Объяснение того, каким образом понятия могут a priori относиться к предметам, я называю трансцендентальной дедукцией понятий и отличаю ее от эмпирической дедукции, указывающей, каким образом понятие приобретается благодаря опыту и размышлению о нем, а потому касается не правомерности, а лишь факта, благодаря которому мы усвоили это понятие» (Там же. С. 92).
        Проблема, решаемая в трансцендентальной дедукции категорий, состоит в ответе на вопрос, «каким образом получается, что субъективные условия мышления имеют объективную значимость, т.е. становятся условиями возможности всякого познания предметов» (Там же. С. 95). В ходе дедукции Кант истолковывает априорные понятия рассудка — категории — как априорные условия возможности опыта, причем как возможного в опыте созерцания, так и возможности самого мышления. Как объективные основания возможности опыта, категории оказываются необходимыми понятиями. В разное время Кант представлял различные варианты трансцендентальной дедукции категорий. Существенные различия в этом вопросе имеют первое и второе издания «Критики чистого разума»: если в первом издании Кант выделяет синтез схватывания в созерцании, синтез воспроизведения в воображении и синтез узнавания в понятии, то во втором издании он ограничивается первоначально-синтетическим и трансцендентальным единством апперцепции.
        О структуре, убедительности и значении Д. т. у Канта до сих пор ведутся дискуссии. Если для одних интерпретаторов она является самым важным и даже единственно актуальным ныне разделом из всего кантовского наследия, то другие обращают внимание на собственные замечания Канта об исключительной важности, глубине и трудоемкости Д. т., однако лишь для познания рассудка — одной из познавательных способностей человека, причем не самой главной (См. там же. С. 10—11).
        В немецком идеализме кантовская дедукция из вопроса о праве притязания превратилась в выведение одного принципа или знания из другого. Однако масштабы «выведения» (материи, содержания и т. д. ) у И. Г. Фихте, Ф. Шеллинга и др. в значительной мере дискредитировали саму идею дедукции. В 20 в. в разных философских течениях вновь возник интерес к кантовской дедукции категорий. В аналитической философии он проявился в полемике о так называемом трансцендентальном аргументе, разработанном и впервые примененном по Кантом мнению ряда мыслителей, именно в трансцендентальной дедукции категорий. Структура использованной им здесь аргументации, равно как и примененная им терминология, в обновленном виде использовалась и в трансцендентальном неотомизме. В философии науки проблематика трансцендентальной дедукции категорий преломилась в проблеме обоснования объективности знания.
        А.Н. Круглое

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». . 2009.

Смотреть что такое "дедукция трансцендентальная" в других словарях:

  • ДЕДУКЦИЯ — (от лат. deductio выведение) переход от посылок к заключению, опирающийся на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. Характерная особенность Д. заключается в том, что от истинных посылок… …   Философская энциклопедия

  • ДЕДУКЦИЯ — строгое умозаключение, применяющее общий принцип к частному случаю Блестящая иллюстрация дедукции силлогизм: «Всякий человек смертен; Сократ человек; следовательно, Сократ смертен». В экспериментальных науках роль дедукции заключается в проверке… …   Философский словарь

  • логика трансцендентальная —         ЛОГИКА ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ один из наиболее важных и известных разделов «Критики чистого разума» И. Канта, который, наряду с трансцендентальной эстетикой, составляет трансцендентальное учение о началах. Л. т. распадается на… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • Критика чистого разума —         «КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМА» («Kritik der reinen Vernunft». 1 е изд.: Riga: Hartknoch, 1781; A международно принятая пагинация данного издания. 2 е изд.: Riga: Hartknoch, 1787; В международно принятая пагинация данного издания) одно из трех… …   Энциклопедия эпистемологии и философии науки

  • ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД —     ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД (die transzendentale Methode) выражение, впервые примененное А. Рилем и Г. Когеном (1876 77) для характеристики критической философии И. Канта и ее метода; у самого Канта это понятие отсутствует. Методом Кант называл… …   Философская энциклопедия

  • Кант Иммануил — Жизненный путь и сочинения Канта     Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Отец был шорником, а мать домохозяйкой, шестеро их детей не дожили до зрелого возраста. Кант всегда вспоминал родителей с… …   Западная философия от истоков до наших дней

  • Шеллинг Фридрих Вильгельм — (Schelling) (1775 1854), немецкий философ. Был близок йенским романтикам. Отталкиваясь от учения И. Г. Фихте, развил принципы объективно идеалистической диалектики природы как живого организма, бессознательно духовного творческого начала,… …   Энциклопедический словарь

  • Критика чистого разума — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем.  …   Википедия

  • Критика чистого разум — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft)  основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… …   Википедия

  • Критика чистого разума (Кант) — Титульный лист первого издания «Критика чистого разума» (нем. Kritik der reinen Vernunft)  основополагающий философский труд Иммануила Канта, изданный в 1781 году. Второе издание 1787 года было существенно переработано и дополнено автором. В… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.